Лизинг - инструмент увеличения продаж


Лизинговые отношения в их современном виде возникли еще в начале прошлого века в США и Великобритании. Лизинг представляет собой финансовый механизм, позволяющий лизингополучателю полностью расплатиться за необходимое ему оборудование в форме платежей аренды.

Данный кредитный инструмент весьма распространен в развитых странах, где успешно работает целый ряд его разновидностей.

Как правило, в лизинговом соглашении участвуют три стороны: лизингополучатель, лизинговая компания и поставщик оборудования. По действующему законодательству лизинговая компания приобретает в собственность необходимое имущество у продавца и предоставляет его лизингополучателю за оплату во временное владение и пользование.

Такой тип отношений и называется лизингом. Получив требуемое оборудование, предприятие использует его, внося при этом периодические лизинговые платежи. После истечения срока договора оборудование чаще всего приобретается лизингополучателем по согласованной заранее цене. Кроме того, лизинговый договор при согласии всех сторон можно продлить, а оборудование заменить. Как правило, имущество приобретается по остаточной стоимости, представляющей собой разницу между стоимостью объекта лизинга и размером амортизации, накопленной за период договора.

 

Лизинг – проверенный и выгодный для всех инструмент

Лизинг не является чем-то новым на нашем финансовом рынке, этим инструментом с немалым успехом уже пользуются многие отрасли, а некоторые выросли преимущественно за счет грамотно выстроенных лизинговых отношений. Примером может служить строительная отрасль – высокая стоимость крупного оборудования и техники непосильна для всех молодых, а также для большинства крупных предприятий.

С помощью лизинга удалось связать в одну цепочку производителей (поставщиков), крупных продавцов и конечных потребителей. Каждое звено этой цепочки получило определенные выгоды: поставщик открыл для себя новый рынок, продавец получил возможность реализовать дорогостоящую продукцию, а потребитель – необходимое оборудование на доступных условиях.

Большое количество строительной техники, автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта реализуется на основании лизинговых отношений.

По сравнению с остальными способами приобретения оборудования лизинг обладает рядом существенных преимуществ:

 

- Лизинг позволяет предприятию расширить производство без крупных разовых затрат и необходимости привлечения заемных средств.

- Значительно смягчается проблема нехватки ликвидных средств, а затраты на покупку оборудования распределяются равномерно в течение срока действия договора.

- Поскольку заемные средства не привлекаются, то в балансе предприятия есть возможность поддержать оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов.

Кроме того, арендные платежи производятся чаще всего уже после включения оборудования в эксплуатацию, поэтому арендующее предприятие получает возможность платить из средств, поступающих от реализации произведенной на арендуемом оборудовании продукции или услуг.

Также лизинговое соглашение может предусматривать обязательства арендодателя производить ремонт и полное или частичное технологическое обслуживание оборудования. Это особенно актуально при лизинге сложных систем, например, телекоммуникационного оборудования, которое требует высококвалифицированного персонала для наладки, ремонта и обслуживания.

 

Лизинг как средство развития рынка телекоммуникационного оборудования

Рынок телекоммуникаций и информационных технологий очень динамичен, поскольку оборудование постоянно совершенствуется и может устареть задолго до своего физического износа. Конкурентоспособность компании  во многом зависит от того, насколько современно используемое ею телекоммуникационное оборудование. Вместе с тем стоимость нового оборудования, как правило, достаточно высока, а почти все отечественные предприятия испытывают хронический недостаток оборотных средств. Поэтому жизненно важной становится задача привлечения инвестиций или поиска других путей решения этой проблемы.

Кредит не всегда может стать спасательной соломинкой для предприятия, и ему приходится искать другие варианты. Лизинговые программы, слабо развитые в России, уже давно приобрели популярность на Западе. В мировой практике они считаются эффективным механизмом финансирования именно тогда, когда отрасли требуется дорогостоящее или часто заменяющееся оборудование, которое невозможно купить с помощью прямых платежей.

Лизинг слабо развит в России не потому, что отсутствует спрос или предложение на него. Лизинговые компании у нас уже есть, они надежны и проверены. Есть и большие продавцы, но в большинстве случаев им не хватает гибкости для того, чтобы  стать связующим звеном между лизингодателем (лизинговой компанией) и конечным потребителем.

Эта проблема стояла менее остро, когда была возможность получить недорогой инвестиционной кредит, так как тогда продавец мог отослать покупателя в банк или даже помочь ему в этой процедуре. Теперь же, когда кредитные возможности ограничены, лизинг становится самым привлекательным способом развития производства.

Предоставление имущества в лизинг позволяет потребителю использовать дорогостоящее высокотехнологичное оборудование с минимальными первоначальными затратами, а продавцу существенно оживить рынок и расширить свою клиентскую базу. Поскольку лизинговые операции долгосрочны, то продавец получает возможность сформировать устойчивую клиентуру, что полезно для всех игроков в отдельности и для рынка в целом. Кроме того, есть шанс заполучить и абсолютно новую группу клиентов – растущие компании, не обладающие возможностью вложить в производство крупные инвестиции.

Сегодня поставщики телекоммуникационного оборудования хоть и признают преимущества лизинга, но не слишком верят в перспективы применения лизинговых схем в бизнесе из-за общей нестабильности и отсутствия долгосрочных перспектив у большинства компаний. Здесь нужно четко понимать, что без поставок нового оборудования эта специфическая отрасль не сможет быть успешной, и рынок не оживится. Следовательно, чтобы добиться стабильности и роста рынка телекоммуникационного оборудования, нужно поддержать потребителя – для этого и нужны лизинговые программы. Продавцам необходимо переориентироваться на интересы потребителей и взглянуть на рынок с их точки зрения.

Единственная альтернатива для потребителя  – банковское кредитование, перед которым лизинг имеет ряд несомненных преимуществ.  Во-первых, полностью отсутствует проблема предоставления залога или поручительства других лиц, ведь при лизинге телекоммуникационного оборудования именно оно и служит залоговым обеспечением, что является важным фактором для отечественного бизнеса. Во-вторых, налоговая нагрузка на предпринимателя при участии в лизинговой программе сводится к минимуму, поскольку отпадает необходимость осуществлять налоговые платежи на имущество, а это при сильном  налоговом давлении является большим плюсом. Среди других достоинств лизинговой сделки – достаточное простое получение финансирования, так как лизинговые схемы характеризуются несколько меньшим уровнем риска. Кроме того, срок лизинговой сделки гораздо дольше средних сроков банковских кредитов.

Таким образом, лизинговые программы нужны как воздух, и не только потребителю, но и продавцу, поскольку именно этим способом сегодня реально привлечь большое количество новых клиентов, а значит – занять большую долю рынка.

 

Перспективы лизинга

В России лизинг постепенно становится популярным практическим инструментом не только в отрасли информационных технологий, но и в промышленности. Ведь приобретение современного оборудования в лизинг позволяет компаниям быть конкурентоспособными или расширять производство без крупных единовременных затрат. Кроме того, поскольку взятое по лизингу оборудование находится не на балансе у лизингополучателя, его долговые обязательства не могут возрасти, и он сохраняет возможность для получения новых кредитных ресурсов. Для продавцов же лизинг является не только эффективным инструментом привлечения новых клиентов, но и возможностью проводить более гибкую политику, что всегда очень ценно. В таких условиях можно смело прогнозировать, что лизинг у нас будет развиваться и получит не менее 30% от всех торговых операций так же, как и в развитых странах мира.